150-ЛЕТИЕ В.А.ГИЛЯРОВСКОГО

ПРЕДИСЛОВИЕ

...8 декабря 2003 года - юбилейная дата: 150-летие со дня рождения Владимира Алексеевича Гиляровского (1853-1935), замечательного "короля московских репортёров", автора ряда книг ("Мои скитания", "Москва и москвичи", "Люди театра" и других), яркого и сильного человека, являвшегося авторитететом как для людей высочайшей культуры (А.П.Чехов, К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова, И.Е.Репин), так и для обитателей трущоб. Несколько поколений журналистов стремились походить на него: писать по сути дела, без лишних слов, просто, кратко и доходчиво.

...В.А.Гиляровский поныне привлекает многогранностью своей личности, энергией, творческим подходом к любимиому делу.  Школьники коллектива музея "Моё родное Богородское" интересуются страницами жизни Гиляровского и стараются ему подражать. В популяризации музейной работы большую помощь оказала московская журналистка Тамара Владимировна Войнова - главный редактор газеты районной управы города Москвы "Богородское". При её участии результаты многих исследований школьников были опубликованы на страницах местной печати и вызвали живой интерес у жителей района.

Узнав о проведении в 2003 году мемориального смотра-конкурса, школьники разработали проект экспозиции для этой юбилейной выставки.

Смотр-конкурс всех школьных музеев Москвы проводился на Московской городской станции юных туристов (Мосгорсютур существует с 1936 года и является весьма авторитетной организацией). Участников было много. Каждая экспозиция имела творческий характер.

Наш коллектив представил стенд, называвшийся  "Вдохновлённые В.А.Гиляровским". В пристендовом пространстве были разложены новые краеведческие исследования, посвящённые отмечаемой дате.

Ниже даны иллюстрации, рассказывающие о подготовке к смотру-конкурсу и представлен общий вид нашего стенда (перед переносом в выставочный зал Мосгорсютура), а затем излагаются новые краеведческие исследования школьников, посвящённые В.А.Гиляровскому, с которыми в период проводимого смотра-конкурса мало кто имел возможность хорошо познакомиться. (Теперь эти работы сданы в архив музея.) Любой может с ними познакомиться благодаря нашему сайту.

  

Рис. 1. В процессе создания стенда "Вдохновлённые В.А.Гиляровским" в стенах школьного музея (учащиеся А.Руссев и А.Синельников).

Рис. 2. Оценивается готовность стенда к демонстрации на смотре-конкурсе. Рядом со стендом учащиеся - А.Колесник, А.Морев, А.Синельников и педагог Э.А.Базарова.

  Работы учащихся в пристендовом пространстве, которые были размещены на смотре-конкурсе.

"Ценная находка на чердаке" (Григорьев Евгений, 7 класс)

"Подумай о вечном" (Такташёв Ренат, 7 класс)

"Богородское - малая родина хоккеиста Анатолия Фирсова" (Ясинский Павел, 7 класс)

"Футбольный клуб "Богородское" (Исмаилов Юрий, 10 класс)

"Люди театра в Богородском" (Андрюшкина Ангелина, 10 класс)

"Святыни Москвы" (Синельников Александр, 11 класс)

"Моя любимая станция Московского метро - "Комсомольская-кольцевая" (Синельников Александр, 11 класс)

"Заметки о связистах" (Руссев Александр, 10 класс)

"Ценная находка на чердаке" (Григорьев Евгений, 7 класс)

Мамина бабушка, которую моя мама очень любила, жила в деревне Осипово в 30-ти километрах от Смоленска. Почти каждое лето мама навещала её, помогала в домашних делах, слушала бабушкины советы. Я называл бабушку очень просто: Ба.

Мне было пять лет, когда она умерла... Опустевший дом закрыли, а окна и дверь заколотили досками. Соседи писали, что как-то осенью в дом проникли бродячие цыгане и унесли с собой всё, что смогли.

Во время летнего отпуска мама решила пожить со мной в бабушкином доме, навести там порядок, покопаться в огороде. Мы поехали туда, как на дачу.

Находясь там, я вспомнил, что некоторые личные вещи прабабушки после её смерти сложили в маленький сундучок и спрятали за трубой на чердаке дома. Захотелось проверить: на месте ли он или тоже украден?

Через узкое слуховое оконце я проник на чердак и убедился, что сундучок цел. В нём, среди разных старинных вещей, я увидел старую, в тёмно-коричневом переплёте, книжку, которую читать не мог потому, что не понимал слов.

Мне подумалось, что эта книжка может стать очень хорошим подарком для нашего школьного музея. Я знал, что старшеклассник А.Синельников обязательно поможет разобраться в загадочном тексте этой старинной книги. Мама одобрила моё решение, узнав об этом. И вот эта книжка оказалась на выставке новых поступлений в музее, рядом с другими экспонатами.

В результате исследования обнаружилось, что нкига напечатана в 1898 году, в Синодальной типографии, в "царствующем граде Москве" и называется Псалтирь.

В Толковом словаре В.И.Даля говорится, что по смыслу слово "Псалтирь" - вдохновенная песнь царя Давида, что это часть Ветхого Завета или арфа, сопровождающая хвалебные песни Богу.

Я узнал, что в давние времена школы были совсем иные, чем сейчас. Школы открывали при церквах, монастырях или в часном доме. На урок являлось не более 10 человек. Им предстояло научиться читать и писать. При этом надо было хорошо освоить три учебника: Азбуку (Букварь), Часослов и Псалтирь. Прежде всего, дети должны были хорошо запомнить все буквы алфавита, првильно называть каждую букву. На изучение азбуки, складывания букв по слогам, чтению и письму уходил целый год. Писали гусиными перьями, обмакивая их в чёрные чернила. Обучение детей родители оплачивали. Ежедневно уроки начинались и заканчивались молитвой. Наряду с этим способом обучения грамоте существоал домашний способ, при котором дети учились читать и писать на дому. 

Домашнее обучение прошёл в своё время замечательный московский репортёр В.А.Гиляровский. В книге "Мои скитания" он очень хорошо описал свой первый учебник - "Букварь", который его дед, по словам Гиляровского, "добыл откуда-то"... 

  

Рис. 1. Псалтирь 1898 года на выставке в школьном музее.

[Работы учащихся]

"Подумай о вечном" (Такташёв Ренат, 7 класс)

Хотел бы я быть похожим на "дядю Гиляя", а больше всего хотел бы иметь такой же оптимизм, неиссякаемое трудолюбие и море обаяния, какими отличался "король московских репортёров" В.А.Гиляровский.

В своё время Гиляровский позволил скульптору Андрееву и художнику Репину использовать себя как натурщика при создании художественных произведений (пямятник Н.В.Гоголю с барельефом, где Гиляровский изображён как Тарас Бульба и казак среди писавших письмо турецкому султану)...

Пока же я борюсь с порывистым характером совей натуры и часто говорю себе: "Остановись, Ренат. Подумай о вечном".

В нашем школьном музее есть экспозиция о Богородском храме и его настоятелях. Я учусь вести экскурсию и рассказывать о храме Спас-Преображения В Богородском. Изучаю разные материалы о храме. Чтобы сделать рассказ ярким и впечатляющим, я отобрал материалы о первом настоятеле нашего храма протоиерее Александре Колычеве, который служил там последние 17 лет своей жизни, а в 1907 году был похоронен на Богородском кладбище. Над его могилой поставлена изящная красавица-часовня, являющаяся достойным памятником всему роду Колычевых.

Рис. 1. Протоиерей Александр Колычев.

К сожалению, в литературе мало написано об Александре Колычеве. Известно только, что он был хорошо образованным и высоконравственным человеком. Я счёл нужным, рассказывая про род Колычевых, вспоминать о полезных делах, совершённых некогда другим представителям этого дворянского рода, о котором в Москве напоминает сейчас церковь Митрополита Филиппа в Мещанской слободе (она располржена по адресу: ул. Гиляровского, д.35, фактически возле станции метро "Проспект Мира", куда от нас легко проехать на трамвае №7). Она стоит теперь между проезжей частью проспекта Мира и зданием спорткомплекса "Олимпийский", котороый все хорошо знают.

     

Рис. 2. Часовня-надгробие на Богородском кладбище.

...Фёдор Степанович Колычев жил в XVI веке (1507-1569), обладал большим интеллектом и смекалкой. Сегодня его назвали бы таланливейшим инженером-изобретателем, придумавшим много полезных устройств, ведь в XVI веке люди использовали кроме энергии ручного труда и мускульной силы животных природные энегетические источники: энергию ветра и воды. В Москве было много мельниц для общего опльзования граждан на реке Яузе; множество мельниц стояло на реке Неглинной. Москвич Фёдор Степанович Колычев хорошо разбирался в мельничных устройствах и был сторонником прогресса в хозяйстве и экономике. Волею судьбы ему пришлось бежать от злой воли царя Ивана Грозного в Соловецкий монастырь, принять монашеский постриг с именем Филипп и жить с братией на холодных каменистых островах архипелага в Белом море. Он стал делать всё возможное Чтобы превратить прозябание в уютное существование, не лишённое радости. Инок Филипп отдался вместе с братией радости творческого труда и созидания. Они нашли способ использовать энергию отливов и приливов, энергию ветра и воды. Были построены каналы и плотины, на них заработали мельницы.

Как сообщал "Соловецкий летописец", монах Филипп (Колычев) выстороил вместе с другими насельниками удивительное мельничное хозяйство: вода к мельницам подавалась каналами из 52-х озёр-водохранилищ. "И два источника сотвори и под монастырь во озеро проведе, и толчею же и мельницу ко успокоению братскому сотвори." При этом была "наряжена" телега, которая "сама насыпается, да привезетца да и сама высыплет рожь на сушило...". Один старец следил за десятью решетами в севальне. Особые мехи для веяния ржи приводились в движение "ветром на мельницу". Многие процессы осуществлялись автоматически.

Филипп пользовался как умелец и организатор производства большим авторитететом. В 1548 году сорокалетний Филипп стал игуменом монастыря. Посмотреть монастырское хозяйство, всё запомнить и внедрить у себя дома приезжало много паломников. Слава об изобретениях Колычева разнеслась широко. А в 1566 Собор Русской Церкви поставил его на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение Филиппа к учреждённой царём Иваном Грозным опричнине. Филипп был человек нравственный и принципиальный. В 1568 году митрополит Филипп публично обратился к царю в Кремлёвском Успенском соборе, напомнив о долге христианина и ответственности перед Судом Божиим за кровопролития и беззакония... В том же 1568 году Иван Грозный потребовал, чтобы никто не смел прекословить его воле. Митрополит Филипп был низложен и заточён сначала в Москве, а затем в Твери, где был задушен Малютой Скуратовым. Спустя 83 года после смерти митрополит Филипп был канонизирован, а мощи священномученика были перенсеы в Москву.

Прошло 435 лет, но в памяти народной до сих пор имя митрополита Филиппа остаётся символом бесстрашия и справедливости.

...Горжусь, что историко-архитектурные памятники напоминают о ряде достойных личностей.

[Работы учащихся]

"Богородское - малая родина хоккеиста Анатолия Фирсова" (Ясинский Павел, 7 класс)

Люди старших поколений, как я помню, всегда с восторгом говорили о славных хоккеистах сборной команды страны, которые смогли победить даже канадцев… Недавно мой отец купил видеокассеты с записями двух матчей, прошедших в начале 1970-х годов. Многократно я их смотрел. Теперь и я тоже восторгаюсь точностью движений игроков, их силой и мужеством. Мне тоже хотелось бы научиться играть в хоккей. Поэтому я хожу на тренировки в хоккейную секцию, действующую в нашем районе.

В сентябре 2002 года в школьном музее за круглым столом состоялась встреча актива музея "Мое родное Богородское" с главным редактором газеты районной управы "Богородское" Тамарой Владимировной Воиновой и тремя жительницами Москвы, родившимися в 1941 году и выросшими у нас, в Богородском. Как краеведы, эти гости сообщили ценные сведения для музея. Лично меня больше всех порадовала наша гостья Татьяна Степановна Черных, так как она сообщила такой факт: хоккеист Анатолий Фирсов - наш земляк. В номерах газеты "Богородское" (7 и 8 за 2002 год) этот факт нашел свое отражение.

Татьяна Степановна Черных знает и любит Богородское. Она хранит много фотографий и писем своих родных и друзей. Она рассказала, что давным-давно ее дедушка работал приказчиком в ресторане в Замоскворечье. Дед и бабушка мечтали приобрести участок земли и построить свой дом для растущей семьи в Богородском. Они скопили денег и построили свой дом, стоявший в начале Игральной улицы. В летнюю жару можно было быстро добраться до купален на реке Яузе или отправиться на прогулку в заповедный лес, который теперь называется национальным парком "Лосиный остров". В те давние времена Богородское "населяли" маленькие одноэтажные, редко двухэтажные дома. Довольно часто встречались дома с пристроенным двухэтажным флигелем, которые своим видом чем-то напоминали курятники. Удобства в этих домах вынесены во двор. Однако, всем жителям нравилось обилие зелени и то, что при надобности можно довольно быстро добраться до центральных территорий Москвы (по Окружной железной дороге от станции Белокаменной или на трамвае, который появился в 1913 году, а до его появления - на конке). С пылью, неудобствами и бездорожьем вело активную борьбу Общество благоустройства, созданное в начале XХ века.

Родители Татьяны Степановны всю жизнь прожили в Богородском. Ее мать с юных лет работала воспитательницей в детском саду, а отец был пожарником, имел артистические наклонности: любил петь и очень хорошо играл на гармошке. В семье родилось шесть детей, трое из которых умерли в раннем детстве. На войне отец потерял руки. Он мечтал, чтобы сын его Михаил научился играть на баяне профессионально.

Между тем, Михаил Степанович очень любил спорт. Среди его друзей был Анатолий Фирсов. На одной из фотографий, сохраненных Татьяной Степановной и сделанных ее братом Михаилом, изображен дом на 4-й Гражданской, улице, построенный в первые послевоенные годы (хотя клейма на некоторых кирпичах дома носят следы дореволюционной орфографии). В этом доме разместился детский сад. Будучи подростком, Михаил дружил с Анатолием Фирсовым, жившим вместе со своей мамой в полуподвальном помещении этого детского сада (тогда мама Анатолия Фирсова работала в детском саду, жила с сыном в одном из подсобных помещений детского сада и стояла в очереди на получение жилья для своей семьи). Михаил,  Анатолий и другие друзья-мальчишки вместе бегали на стадион "Алмаз" (ныне он переименован в "Спартак" имени Нетто), где с громадным удовольствием и упорством старались обрести силу и ловкость.

Как известно, Анатолию Фирсову в жизни удалось добиться многого: он стал мировой хоккейной знаменитостью, многократным чемпионом Европы и мира. Из друзей-мальчишек большой спортивной величиной стал также Вячеслав Старшинов, которой жил тогда в доме на Открытом шоссе (вблизи того места, где в 1930-м году был построен один из входов на станцию метро "Улица Подбельского").

Ниже, на рис.1 показан дом на 4-й Гражданской улице (после реставрации). Внутреннее устройство этого дома хорошо знала и Татьяна Степановна Черных, так как мама Анатолия Фирсова по воскресеньям нередко приглашала к себе в комнату сестер Михаила Чёрных, зная, что им очень хотелось посмотреть на новые игрушки,  поступившие в детский сад (ведь у них дома было очень тесно и никаких игрушек не было).

Позднее Фирсовы получили свою жилплощадь и переехали туда из полуподвальной служебной комнаты детского сада. Друзья-подростки повзрослели, каждый продолжал идти своим собственным путем.

Прошли годы... Особнячок на 4-й Гражданской улице стал требовать ремонта. Детский сад перевели оттуда в другое место, а здание продолжало разрушаться,  пока его не спасла строительная фирма "ЮНИ-СТРОЙТЕКС» (руководитель И.Л.Михайлова), которая разместила в нем свой офис и тем самым сберегла здание от окончательной гибели. Теперь на него приятно посмотреть.

На рис. 2 приведен фотоснимок  знаменитого хоккеиста Анатолия Фирсова в типичной для него позе (он всегда очень внимательно следил за состоянием лезвий на своих хоккейных коньках). На рис. 3 приведен фотопортрет Вячеслава Старшинова  (сделан в раздевалке, после напряженной игры, когда все силы отданы игре)

Юные спортсмены Богородского выражают надежду, что на доме, где рос  замечательный хоккеист ХХ века Анатолий Фирсов, будет установлена мемориальная доска.

 

Рис. 1. Дом по ул. 4-ая Гражданская, в котором вырос хоккеист А.Фирсов.

Рис. 2. А.Фирсов проверяет: всё ли в порядке с коньками?..

Рис. 3. В.Старшинов после игры: "Когда все силы отданы борьбе...".

[Работы учащихся]

Футбольный клуб "Богородское" (Исмаилов Юрий, 10 класс)

В.А.Гиляровский был физически крепким и здоровым человеком. Он с детских лет любил охоту, был хорошим наездником, даже выступал на цирковой арене как борец и в роли силача. В годы его молодости спортивные игры были другими. Верится с трудом, что в футбол и хоккей тогда не играли. Уверен, что в наше время Гиляровский непременено увлёкся бы столь замечательными видами спорта, как футбол и хоккей.

Нам трудно поверить, что футбол приобрёл популярность в прошедшем ХХ в. Лично мне представляется, что он существовал всегда. Между тем, краевед Я. М. Белицкий в книге "Окрест Москвы"; М., Легпромбытиздат, 1996г, уверяет в том, что в ХIХ в. москвичи не знали футбола. Первые пробные игры прошли на Ширяевом поле  (в Сокольниках, рядом с Богородским), а через несколько лет возникли спортивные клубы, о которых с 1912 г. стал рассказывать московский журнал "К спорту!".

В 1930-х годах для популяризации спорта много сделал журналист и спортивный детский писатель Лев Кассиль(1905-1970). Моя бабушка говорила, что её родители многократно ходили смотреть фильм "Вратарь Республики", снятый по спортивному роману Льва Кассиля, а также фильм о юных хоккеистах, снятый по повести "Черемыш, брат героя". Произведения Льва Кассиля влияли на становление характера многих известных спортсменов, в том числе и Льва Яшина.

В нашем краеведческом школьном музее "Моё родное Богородское" мне нравится уголок, где собраны предметы 1920-х - 1930-х годов (арифмометр  "Феликс", фотоаппараты  "Фотокор",  "Смена", аппарат  "Диаскоп" для просмотра диафильмов, старинные наручные часы, металлическая коробочка из-под леденцов с французским названием "монпансье", женские платья, сшитые по моде тех лет, а также фотографии типичных москвичек тех лет). Теперь такие бытовые предметы в жизни не встретишь, так как им на смену пришли другие, соответствующие новому времени.

Для футболистов нашей школьной команды самой любимой является витрина  "Лев Яшин - вратарь века - наш земляк". Мемориальных яшинских вещей в ней нет. В ней книги, фотографии, газетно-журнальные вырезки и настоящие вратарские перчатки, подаренные музею выпускником нашей школы Антоном Кураевым, место которого в команде теперь занимаю я. С этими вратарскими перчатками экспозиция  стала  более  наглядной  и  убедительной.

О нашей причастности к судьбе знаменитого вратаря свидетельствует фотография дома с мемориальной доской на Миллионной улице, книга, автором которой является сам Л.И.Яшин. Эта книга называется  "Счастье трудных побед ". Имеется ряд других книг и фотоматериалов о Яшине.

При знакомстве с материалами о знаменитом спортсмене людей отвлекает длинный список трудных матчей и многочисленные кадры о сложных игровых моментах. При этом упускается из вида то, что сам Лев Иванович Яшин считал своё детское увлечение спортом необыкновенно важным, и что имело место быть здесь у нас, в Богородском. Именно поэтому главный акцент возле витрины о Яшине мы делаем на воспоминания вратаря о своем детстве.

По словам знаменитого спортсмена, дом на Миллионной улице  № 15, где прошли детские годы замечательного вратаря, был населен рабочим людом и полон ребятни. Дом принадлежал заводу "Красный богатырь", где работали многие обитатели дома, в том числе мать, тетка, дядьки, жившие одной большой семьей со своим потомством в одной трехкомнатной квартире первого этажа. Ребята любили играть в казаки-разбойники, лапту и футбол. Большим праздником для ребят была покупка настоящего футбольного мяча вскладчину (резиновые и тряпичные быстро рвались).

Неслыханное по нынешним меркам многолюдье в доме, как вспоминал Л.И.Яшин, лично его не очень обременяло. Придя из школы и бросив в угол свой портфель, он мчался во двор возле дома. Это был обыкновенный и вместе с тем удивительный двор, где каждый раз можно было ждать что-то интересное, новое и неизведанное. Двор был заполнен сараями. В одном из сараев Лев вместе с отцом держали голубей. Сарайчики служили для ребят как мастерские при изготовлении разных поделок. Некоторые ребята, старавшиеся выглядеть самостоятельными и независимыми, покуривали в сараях. Здесь же устраивали тайные совещания перед началом "военных действий" с ребятами из соседних домов. Когда расшалившихся ребят пытались забрать в милицию, они мчались врассыпную, стараясь добежать до ближайшего прохода во двор. Они знали, что в лабиринте богородских проходных дворов будут неуловимы.

Зимой покатые крыши сараев служили ребятам трамплинами, с которых прыгали на лыжах. Падали, ушибались, набивали огромные синячищи, но зато учились держаться крепко на ногах, не бояться высоты, владеть своим телом.          

Площадка в середине двора летом служила для детворы футбольным полем, а зимой - катком. Каток, как и все остальное, делали сами. Приносили из дома саночки, доставали из сарая деревянную кадушку и возили воду от колонки, стоявшей на другой стороне Миллионной улицы. Качество льда оставляло желать лучшего, но коньки скользили, можно было играть в хоккей, а ребятам больше ничего и не требовалось.

Спортсмен вспоминал о своём довоенном детстве: “…Спортивного зала в нашей школе не было. А вся наша физкультура состояла в том, что, как только станет потеплее, выскакивали мы буйной ватагой во время большой перемены в школьный двор и до звонка без устали гоняли в футбол. И после уроков тоже. А два раза в год – в начале учебного года и перед его окончанием – разыгрывали первенство: отдельно для старших классов, отдельно для младших. Какой горячий интерес вызывали эти состязания, какие страсти кипели вокруг них – не передать словами. Футбол был нашей радостью и отрадой, он воспитал ребят, закалял физически и духовно”.

К сожалению, детство ребят, родившихся в 1920-е годы, из-за войны оборвалось рано.

Оборонный завод, на котором работал отец Яшина, было решено вывезти в Поволжье. 1 октября памятного 1941 г. семьи рабочих этого завода уехали из Москвы. Через несколько дней эшелон сделал последнюю остановку в голой степи, под Ульяновском. Началась разгрузка и обживание места прибытия. Тогда, как считал Лев Яшин, и наступил последний день его детства. Было ему в ту пору без малого 12 лет.

Было много трудностей, привыкать к которым пришлось очень быстро. Ползимы таскали по снегу через степь станки и устанавливали их в будущих цехах прямо под открытым небом. Все прибывшие с оборудованием достраивали и приводили  в рабочее состояние завод сами. Жили в наскоро построенных бараках. Рабочие поднимались в 6 ч. утра, завтракали и шли на завод. Лев учился. Весной 1943 г. он окончил пять классов. Через некоторое время Иван Петрович Яшин сообщил жене, что несколько ребят из их цеха ушли на фронт, нужна замена. Он предложил пойти на работу сыну Льву (братишка Борис был ещё очень мал, хотя тоже готов был работать). Для сыновей отец был первым и самым главным учителем в жизни. На заводе Льва определили учеником слесаря к отцу, который являлся слесарем высшей квалификации. Завод выпускал остро необходимые фронту изделия. Понятия о продолжительности дня не было. Работали часто не одну, а две смены, хотя усталость валила с ног. Если кто-то делал брак, военные представители обнаруживали его и возвращали на производство, выясняли причину брака. Среди сотни рабочих участка было 3-4 настоящих специалиста, как Иван Петрович Яшин, а остальные рабочие представляли собой группы голодных подростков. Большую роль в их судьбе сыграл мастер цеха Михаил Ильич Овсянкин, человек добрый, покладистый и мягкий. Благодаря ему все выполняли полезную работу.

Всеобщее ликование в цехе вызвал исход Курской битвы. Вскоре, после освобождения Орла и Белгорода, по заводу понеслись слухи о скором возвращении домой, в Москву, где потом он сомго продолжить вновь свои спортивные увлечения. 

                                         

Рис.1. Футбольный клуб "Богородское" - команда школы №1952 возле мемориальной доски на доме где жил Л.В.Яшин.

Рис.2. Великий вратарь Лев Иванович Яшин.

[Работы учащихся]

"Моя любимая станция Московского метро - "Комсомольская-кольцевая" (Синельников Александр, 11 класс)

Знаменитый московский репортёр В.А.Гиляровский мечтало том, чтобы москвичи смогли бы поскорее освоить подземный транспорт. Ему удалось побывать в шахте строящегося тогда Московского метро (кстати, первая шахта находится по ул. Русаковской, 13 -совсем недалеко от нашей школы).

Теперь наш город имеет целую сеть линий метро. Мне хотелось бы рассказать о своей любимой станции - о Комсомольской -кольцевой. Не останавливаясь на технических параметрах, я хочу обратить внимание читателей на главные художественные особенности оформления - на мозаичные панно, выполненные по эскизам Павла Дмитриевича Корина и располагающиеся в потолчных пилонах. Находясь на этой станции, поневоле останавливаешься и любуешься своими любимыми героями русский истории: Александром Невским и Димитрием Донским, Мининым и Пожарским, Александром Суворовым и другими. Особое внимание приковывают две первые мозаики, на которых художник изобразил события военной истории нашей земли - Александр Невский (на первой) и Димитрий Донской (на второй) с войском на заднем плане. Самый главный элемент этих мозаичных полотен - древнерусское знамя чёрного цвета с золотым образом Спаса Нерукотворного. Примечательно то, что образ Спасителя изображён в соответствии с православными канонами иконописи (иконописные черты самого лика и надписи IС ХС  NI КА; первая надпись - имя Спасителя, записанное так, как на иконах; вторая - греческое слово «Победитель»).

Как видно, станция эта явилась архитектурным отражением радости Великой Победы. (Архитектор станции - А.В.Щусев и его соавторы В.Д.Кокорин, А.Ю.Заболотная, В.С.Варванин и О.А.Великорецкий; художник -П.Д.Корин.) Примечательно ещё одно обстоятельство. Послевоенные годы ознаменованы потеплением отношений с Русской Православной церковью, обращением к древнерусской исторической традиции. Спустя где-то лет двадцать, в хрущёвские годы, мозаики эти пытались закрасить... Именно из-за Спаса, изображённого там. Но Павел Дмитриевич решительно опротестовал это решение. Его труд остался неизменным...

Павел Дмитриевич Корин (1892 - 1967), выходец из семьи потомственных палехских иконописцев. Художественное образование получил в Москве. Главным учителем считал художника Н.В.Нестерова, с которым всю жизнь поддерживал тесные творческие связи. Этирусские художники хорошо знали русскую историю. Ещё в 1925 году, на похоронах Патриарха Тихона в Донском монастыре, при большом стечении священнослужителей и народа задумал Корин создать когда-нибудь картину, которая бы олицетворяла совокупный образ Русской Православной церкви - носительницы традиционных религиозных верований и основ жизненного уклада, которые всё больше и больше утрачивались в реалиях новой обстановки.

Уже тогда он стал создавать галерею сложных, достоверных портретов-этюдов, которые очень пригодились впоследствии, когда трудился над осуществлением цикла ярких декоративных мозаик на сюжеты русской военной истории для станции метро «Комсомольская-кольцевая», открывшейся в 1952 году.

[Работы учащихся]

"Заметки о связистах" (Руссев Александр, 10 класс)

(Данная корреспонденция посвящается 150-летию со дня рождения знаменитого московского репортера В.А.Гиляровского. Полагаю, что к концу 2003-2004 учебного года, к 16 мая, когда в соответствии с Указом Президента РФ будет отмечаться десятилетие Дня российской почты; материал о связистах будет передан в школьный музей "Моё родное Богородское".)

До 6-го класса школы я рос и учился в Центральном округе Москвы. Наш дом был в переулке возле Мясницкой улицы. Любимым местом для прогулок был Чистопрудный бульвар. Своими самыми родными считались две станции метрополитена - "Чистые пруды" и "Тургеневская". Знакомое здание Главпочтамта на Мясницкой, 26 вызывало у меня трептное чувство гордости в связи с тем, что именно от него на всех картах бывшей Российской империи при замерах расстояний на дорогах от Москвы до какой-то другой удаленной точки за нулевую отметку принимали Московский почтамт. Только во второй половине XX века, после значительного расширения границ нашего города, "нулевой знак" установили прямо на брусчатке Красной площади, перед восстановленными ныне Воскресенскими воротами. Столь большое почтение к зданию на Мясницкой, 26 меня удивляло до тех пор, пока я не прочитал книгу "История отечествеййой почты" и не понял, что проблемы строительства дорог и налаживания связи всегда были в России очень актуальны.

В конце 1990-х мы переехали из Центрального в Восточный административный округ Москвы, в район "Богородское". Мне захотелось узнать историю этой московской территории. Я стал посещать занятия коллектива школьного музея "Мое родное Богородское", участвовал во встречах со старожилами этого района, читал краеведческую литературу. При этом удивительным для меня показался тот факт, что и здесь явно прослеживаются следы "почтового ведомства".

В марте 1918 года столица России была перенесена, как известно, в Москву. Ведомством связистов командовал тогда активный большевистский деятель Вадим Николаевич ПОДБЕЛЬСКИЙ (1887-1930), родившийся в Якутии, в семье ссыльных революционеров. Москвичом он стал в 1914 году.

В.Н.Подбельский после Февральской революции 1917 года по списку большевиков был гласным Городской думы и членом редколлегии газеты "Социал-демократ". В октябрьские дни 1917 года он руководил захватом узла связи на Мясницкой улице. Именно по этой причине его назначили комиссаром почт и телеграфов Москвы (таким образом, нрофессиональным связистом В.Н.Подбельский не был). В 1918 году он был назначен окружным комиссаром, а после получения Москвой статуса столицы государства - наркомом почт и телеграфов Российской Советской Федерации.

Столица очень нуждалась в высококвалифицированных профессиональных связистах. Между тем, прибывавшие в Москву специалисты попадали в обстановку жесточайшего жилищного кризиса. В.Н.Подбельский добился разрешения на создание поселка связистов в лесу, окаймлявшем массив богородских дач с северной стороны (возле Окружной железной дороги). Был создан жилищно-строительный кооператив, и наскоро стали строить жилые дома для связистов.

Сам Подбельокий в Богородском не жил. В 1919 году он воевал, а в 1920 году, работая со всеми на субботнике по уборке привокзальной территории, поранил ногу, получил заражение крови и умер. Его похоронили на Красной площади, у Кремлевской стены.

В память о выдающемся организаторе масс в 1954 году именем Подбельского в Богородском была названа улица а несколько проездов, а в 1990-м году сюда была продолжена самая первая линия Московского метрополитена и была сдана в эксплуатацию станция метро "Улица Подбельского".

Двухэтажные дома кооператива связистов стояли на территории нынешней Игральной улицы и 3-го проезда Подбельского. Сначала было построено 8 домов, а вскоре к ним добавилось еще 5 домов. Внутри образовалась шестигранная площадка с лавочками и песочницами для детей. Жильцы здесь обсуждали свои проблемы.

О жизни богородцев-почтовиков в те годы нам рассказали две пенсионерки, дружба которых продолжается по сей день со школьной скамьи. Одна и другая подарили нашему музею интересные документы своего времени. Например, Маргарита Ивановна Данилина (Петрова, по мужу) принесла свой Ученический билет, выданный ей в 1943 году, когда она училась в 6-м классе, Билет юного значкиста "Готов к ПВХО" (1940 г.), Удостоверение значкиста "Будь готов к санитарной обороне" (1940 г.), Билет члена спортивного общества "Молния" (1946 г.), Пропуск № 67933 на стадиен "Динамо" в день Физкультурного парада 20 июля 1947 года, Билет № 8/245 участника свободной колонны гимнастов профсоюзов, участвующего во Всесоюзном параде физкультурников 1947 года и ряд других. Ирина Ивановна Кондратьева (Разоренова, по мужу) подарила музею фотодокументы о Богородском разных лет. Ниже на подаренной ею фотографии видны два стандартных дома жилищно-строительного кооператива городка связистов Подбельского, а перед ними дети из этих домов: Саша Удалой и его младший братишка, Игорь Гущин и Игорь Шведовский. (Скорее всего, это современный 6-й проезд Подбельского.)

Подруг сближали не только общие интересы в жизни, но также и то, что их дедушки были почтальонами, с гордостью говорившими о своей профессии.

Квартиту в городке связистов на все своё большое семейство получил в 1928 году именно дед Маргариты Ивановны Иван Федорович Данилин (с семьей жили взрослые сестры отца, ожидалось прибавление семейства - появление долгожданной Ритуси). Дед же настоял, чтобы после 7-го класса его дорогая внучка пошла учиться в техникум, чтобы стать связистом.

В почтовом ведомстве Маргарита Ивановна проработала 45 лет. Она может часами с гордостью рассказывать об этой профессии. Среди ее подарков школьному музею есть книга "Связисты в годы Великой Отечественной", автором которой являлся сам глава ведомства И.Т.Пересыпкин, прекрасный организатор и высококлассный специалист (кстати, М.И.Петрова не раз обращалась в Мосгордуму с предложением о переименовании Ивантеевской улицы в улицу Пересыпкина).

В 1920-х годах по примеру связистов ведомства Подбельского, как тогда называли служащих почт и телеграфа, стали строить стандартные жилые дома для своих семей и работники завода Красный богатырь". Эти дома также не дошли до нас (в послевоенные годы они были разобраны; их можно увидеть лишь на старых фотографиях).

Всем юным москвичам, мне кажется, любопытно будет узнать, что в 1920-х же годах в районе Соколиной горы организовался жилищно-строительный кооператив "Сокол", куда вошли архитекторы, художники, писатели и деятели культуры, пожелавшие все сделать по своему усмотрению: удобно, красиво, и надежно (от проекта стандартного дома этот творческий кооператив отказался). Территорию для их поселка выделили вдруг в районе Ленинградского шоссе, где в результате урагана, прошедшего узким клином, образовалось большое скопление повалившихся деревьев. Поселок этот был построен. Его дома-коттеджи и окружавшее их пространство воссоздавали оригинальную конструктивистскую тенденцию в строительстве. Этот поселок сохранился, дожил до наших дней и имеет статус историко-архитектурного памятника Москвы, о чем недавно сообщалось в газете комплекса городского хозяйства Правительства Москвы "Московская среда" (в связи с новыми проблемами жилищно-коммунального хозяйства нашего города).

За прошедшие послевоенные десятилетия телефонная, радиоэлектронная и спутниковая связь оказала чрезвычайно сильное влияние на весь процесс технического прогресса в обществе. Поэтому школьный музей старается отражать эти тенденции. Так, например, школьники внимательно слушают рассказы ветеранов войны и труда о новых достижениях связистов, делают записи. Коллектив музея был очень признателен специалисту-антеннщику Козубу, подарившему музею книгу об истории его жизни и службы (автор проживает у нас в районе). С нетерпением ждём выхода, второго дополненного издания этой книги о связи и других новых поступлений!

Рис. 1. Вадим Николаевич Подбельский - народный комиссар почт и телеграфов РСФСР.1919 год.

Рис. 2. Братья Подбельские (Юрий и Вадим ) и жена Вадима Николаевича Анна Ланина.                                            

  


 
        

Рис. 3, 4. Входы на станцию метро "Улица Подбельского" с наземным павильоном и со стороны 7-го проезда Подбельского.

    

Рис. 5. Общий вид домов ЖСК связистов по 6-ому проезду Подбельского.

Рис. 6. Участницы Круглого стола в школьном музее 6 декабря 2001 года.

     

Рис. 7. Маргарита Ивановна (1 ряд, третья слева) в коллективе связистов (по газетной публикации 15 января 1953 года).

Рис. 8. И.Д.Пересыпкин - руководитель ведомства связистов  годы Великой отечественной войны.

[Работы учащихся]

"Люди театра в Богородском" (Андрюшкина Ангелина, 10 класс)

На карте Москвы 1907 года можно найти территорию Богородского и очертания существовавших тогда улиц и проездов.

 

Рис. 1. Фрагмент карты Москвы 1907 года (стрелкой показан театральный проезд).

Вглядевшись в названия улиц с "ятями","ерами" и "и" с точками (i), можно убедиться, что был в Богородском Театральный проезд. Между тем, театра как учреждения культуры города здесь вовсе не было. Нет театра в обычном понимании этого слова и теперь. По какой же причине появилось такое название?

Изучая историю Богородского, это легко понять. Ведь в XIX веке село Богородское (как и Сокольники) было признано москвичами самым удобным дачным местом. Река Яуза, заповедный лес "Лосиный остров", дачи, сдаваемые в аренду на лето, наличие конно-железной дороги (конки), наконец, возможность встречи и знакомства с выдающимися деятелями отечественной культуры - всё это привлекало дачников. Люди театра старались селиться летом поближе друг ко другу и, таким образом, оставили о себе память в названии проезда. От бытописателей Москвы всем известна громадная популярность театра в те годы. Москвичи среднего достатка не только посещали театр, но и сами участвовали в домашних спектаклях; в качестве артистов выступала молодёжь, родня, близкие и знакомые. Получалось, что чужой публики на домашней постановке не было, а все собравшиеся в доме играли спектакль.

Краеведы считают, что дом №5 по Б.Богородской улице также славился до революции как дом-театр.

    

Рис. 2. Дом-театр (снимок 2001 года).

Рис. 3. Дом-театр (фрагмент, вид со двора).

"Одним из известнейших в свое время был дачный театр в селе Богородском за Сокольниками. Первые известия о Богородском театре относятся к концу 1870-х годов, когда кружок любителей драматического искусства «Почин" под руководством Р.Р. Вейхеля стал давать спектакли на даче меценатки Лиховой, а затем на даче ее знакомой Ивковой.

Это были любительские театры. Правда очень маленькие. Театры-табакерки. Но настоящие театры!... Тогда Москва была полна любительскими кружками. Публики не было. Все были актерами. Все играли!" (Газета "Богородское", 2001 г., №6, стр. 5.)

После революции 1917 года и переноса столицы из Петербурга в Москву город стал испытывать жесточайший жилищный кризис. Дачники забыли сюда дорогу и стали летом выезжать куда-нибудь подальше от города. В Богородском же роль культурных центров и театрально-концертных площадок взяли на себя Дома культуры при крупнейших промпредприятиях района (ДК Ильича при заводе "Красный Богатырь" славился театральными постановками, а ДК при Москожзаводе славился своим оркестром и отличным в акустическом смысле кинозалом). Все жители Богородского с удовольствием посещали эти ДК, участвовали в их работе (одни приобщали к культурной жизни как любители, а другие славились как исполнители).

Много театралов-любителей есть в Богородском и сегодня. К их числу относится и действующий школьный театральный коллектив (им сделано силами учителей школы и учащихся много спектаклей и концертных программ). Ежегодно мы передаём материалы о проведенной работе на весеннюю выставку "Мы и театр". Эти материалы хранятся в фонде школьного музея "Моё родное Богородское".

   

    

Рис. 4, 5, 6. Сценки из школьных спетаклей.  

Спектакль "Новогодняя свадьба" (декабрь 2003 года). 

Рис. 7, 8. Подготовка... Грим.

Рис. 9. Крупник Владимир Шулимович (ИВТ) в роли Нептуна.

Рис. 10. Орлова Юлия Алексеевна (математика) в роли Поварихи.

Рис. 11. Тимохина Валентина Михайловна (биология) в роли Меланьи и Шидловский Игорь Михайлович (зам. директора, география) в роли Царя.

Рис. 12. Банчуков Александр Анатольевич (директор) в роли Кощея и Кургина Наталья Аскольдовна (завуч, русский язык / литература) в роли Бабы-Яги.

 

Рис. 13. Выставка "Мы и театр" в школьном музее.  

[Работы учащихся]

"Святыни Москвы" (Синельников Александр, 11 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

По примеру В.А.Гиляровского мне бы хотелось глубже узнать то, что скрыто (на первый взгляд) от праздных обывательских взоров. Исследователь, преданный своему делу, Владимир Алексеевич пускался в самые опасные "экскурсии" - он успел побывать даже в московских подземельях, умел находить общий язык и завязывать дружеские отношения с обитателями Хитрова рынка. Обо всём этом он подробнейше рассказывает в своих исследованиях.

Меня давно интересует вопрос: как живёт современный православный мир. Ответить на него мне помогли наблюдения за жизнью двух историко-архитектурных памятников и древних святынь Москвы.

ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ - ПОДВОРЬЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Храм построен в память воинов, погибших в Куликовской битве. Современное здание на Славянской площади - постройка XVII века. Позднее храм не раз поновлялся. Памятник хорошо известен московским школьникам по открыткам и учебникам москвоведения.

Ныне в здании древнего храма расположено подворье Александрийского патриархата. (Александрийская православная церковь расположена в Северной Африке. Основана, по преданию, св. апостолом и евангелистом Марком. Одна из 15 православных церквей, возглавляется Патриархом Александрийским и Всея Африки Петром VII. Верующие - греки, арабы, другие африканские народы.) Настоятелем храма является епископ Киринский Афанасий (Кикотис) - грек по национальности. Остальной клир - русские. Прихожане - москвичи, гости столицы и представители греческой диаспоры. Для меня большой интерес представляет вид отправления некоторых богослужений в традициях древнего восточного византийского пения.

Попав туда, я увидел, что на клиросе всего 3-4 человека. Многие, попавшие туда впервые, удивляются непривычным для русского православного храма восточным распевам. Богослужение совершается одновременно на двух языках - славянском и греческом. Сам владыка Афанасий произносит возгласы и молитвы нараспев, по-гречески (при этом невольно представляется восточный пейзаж и восточная жизнь). Довольно своеобразный "медитативно-речитативный" стиль.

Элементы убранства храма выполнены в разное время. Храм тщательно отреставрирован в последние годы. Святыни храма:

-Киккская (Кипрская) икона Пресвятой Богородицы (чудотворная);

 -ковчежцы с частицами мощей некоторых древних мучеников и с частицей мощей святителя Николая Чудотворца.

Следует заметить, что храм является местом собраний представителей греческой диаспоры Москвы, как уже говорилось выше.

СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

«Сретенский мужской монастырь был основан в 1397 году великим князем Василием I на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 году москвичами иконы Владимирской Богоматери. Икону перенесли из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тамерлана.

В конце XIV века Сретенский монастырь находился на окраине Большого посада (в самом конце современной Никольской улицы) , а в начале XVI века он был перенесен на новое место, где находится и ныне (Москва, ул. Б. Лубянка, 19). В 1552 году у стен Сретенского монастыря москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани. На протяжении веков монастырь жил своей жизнью, но 1920-ых годах новые власти упразднили обитель, а некоторые постройки были частично разобраны. Однако собор Сретения Владимирской иконы Богоматери с приделом Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1679 году повелением царя Фёдора Алексеевича, уцелел. Это пятиглавый храм, отличающийся монументальностью архитектурных форм и сдержанным декором фасадов. В интерьере храма имеются фрески, выполненные в 1707 году костромскими мастерами по заказу стольника С.Ф. Грибоедова. Вблизи собора расположены монастырские палаты XVII века.

В 1991 году в монастыре возобновились богослужения. С 1994 года Сретенский монастырь стал подворьем Успенского Псково-Печерского монастыря.

В Москве от названия Сретенского монастыря происходит наименование улицы, бульвара, переулка, тупика и площади.» (Вышесказанное сообщается в книге «Москва. Энциклопедия.», изданная к 850-летию Москвы.)

Знаменитое место в центре Москвы Сретенский монастырь - давшее название улице Сретенка. 

... 1395 год. Орды хана Тамерлана, все сметая и испепеляя на своём пути. Москвичи в панике. У всех свежи в памяти ужасы карательных татарских походов. Русская Церковь возглавляя тогда митрополит Московский Киприан, великим князем был Василий I, сын прославленного донского героя святого благоверного князя Димитрия. Русский народ в то время тут же стал действовать, не поддаваясь панике. Был наложен трёхдневный пост и сугубая молитва. По повелению князя, из Владимира в Москву была доставлена великая святыня Владимирский образ Богородицы. Она же, Богородица, явилась во сне хану, который в то время стоял станом где-то под Ельцом. Он был напуган столь необычным сном. Тамерланом было отдано повеление татарскому войску: сворачиваться и отступать.

То место в Москве, где крестным ходом горожане встречали икону, было отмечено основанием новой обители Сретенского монастыря (от церковнославянского «сретати» -  встречать). Возникший мужской монастырь просуществовал несколько веков.

В советское время, в 1920-е годы, настоятелем монастыря являлся архиепископ Верейский Илларион (Троицкий), мужественный борец с обновленчеством. Он пострадал в застенках НКВД, был ссыльным на Соловках. Позднее, в 1999 году, владыка Илларион был канонизирован. Ныне рака с его мощами покоится во Владимирском соборе Сретенского монастыря.

Владимирский собор, нынешнее здание его, построен в 1670-е годы. Храм расписан фресками в начале XVIII века. Они сохранились до наших дней. Ещё одна святыня - фотокопия (в натуральную величину) знаменитой Туринской плащаницы, которая является подлинной погребальной пеленою Иисуса Христа. Когда стала возрождаться монашеская жизнь (в 1990-ых годах), шефство над обителью взял Псково-Печерский монастырь. Одно время, несколько лет, там располагалось подворье Псково-Печерского монастыря. Ныне Сретенский монастырь - самостоятельная обитель. Наместником монастыря был назначен послушник знаменитого псково-печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина), ныне тоже архимандрит, Тихон (Шевкунов), являющийся им и поныне. В Сретенском монастыре хорошо налажены хозяйственные службы. Имеется также издательство духовной литературы и крупный книжный магазин «Сретение».

Рис. 1. Владимирский собор Сретенского монастыря (середина 1990-ых годов, до реставрации). 

Мне выпала возможность немного поработать качестве столяра в мастерской монастыря. Опишу один интересный случай.

В начале октября сего года, во время моих школьных каникул, в монастырь прибыла делегация из Греции, с Афона, во главе с афонским архиереем - епископом Родопольским Хризостомом. Мы (я и старший столяр Михаил) занимались ремонтом двери на третьем этаже братского корпуса. Надо сказать, что мой запас греческих слов крайне скуден. Я растерялся и вспомнил только одно слово: «Эвлогитэ» (благословите). Это удивило афонцев. Владыка сделал небольшой подарок: каждому из нас по две небольшие иконки. Второй раз встреча с афонцами состоялась в этот же день. Я ремонтировал входную дверь корпуса. Епископ с удивлением посмотрел на моё занятие и сказал: «Орэо», что значит «прекрасно». Президент России В. В. Путин, принимая делегацию афонитов в Кремле, подарил им Смоленскую Богородицу икону размером около 126*70 см, представляющую собой настоящий шедевр. Образ выполнен из красного дерева. Удивительно тонкая работа современных резчиков! Её делали пять лет. В Сретенском монастыре, где жили афонцы, нам было поручено изготовить упаковочный ящик для этого бесценного подарка. Мы вместе с Михаилом, моим начальником, с удовольствием выполнили эту работу.

Таковы монастырские будни. Узнать подробнее о жизни современного монашества в городе Москве мне представляется интересным и поучительным. Поскольку и другие мои ровесники испытывают интерес по этому поводу, я и решил рассказать о своих монастырских встречах.

www.pravoslavie.ru/sretmon (Сайт Сретенского монастыря.)

[Работы учащихся]

[1998-2003 учебный год - старая страничка] [2003-2004 учебный год] [150-летие В.А.Гиляровского] [Новые исследования]

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz