НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

"КРЕСТ-ХРАНИТЕЛЬ. Святая Русь в символах."

(К одноименной выставке в школьном музее.)

АВТОР: ученик 11 класса лА╗ школы №1952 Синельников Александр.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда я конспектировал очередной параграф школьного учебника ОБЖ (предмет лОсновы безопасности жизнедеятельности╗), в котором говорилось о неформалах Ц представителях различных современных молодёжных движений, то обратил внимание на любопытную деталь. Меня насторожило, что в описании символики неонацистов, наряду с традиционной свастикой, соседствовали два понятия: новгородский крест и восьмилучевой коловрат. В моём сознании оба понятия являются древними славянскими сакральными (священными) символами, а в этом учебнике их вдруг отнесли к чему-то непотребномуЕ Почему, выражаясь разговорным языком, всё валят в одну кучу?! Я призадумался и решил, что даже если кто-то и использует эти древние символы в своих личных целях, то это не значит, что символы эти лплохие╗. Более того, просто кощунственно было бы называть так новгородский крестЕ

...С 2002 года я всерьёз стал интересоваться прошлым нашего народа, начал как бы очищать русскую историю от идеологической накипи лединственно верных учений╗. В этом мне помогали исследования дореволюционных и современных авторов. Из числа первых я выделяю Александра Нечволодова, действительного члена Императорского Военно-исторического общества с его лСказанiями о Русской Землѣ╗. Из наших современников Ц митрополита Иоанна (Снычёва; ум. в 1995 г.). По мере изучения русской истории стали проясняться преданные забвению или совершенно искажённые события и факты.

Если внимательно рассматривать подлинники (да и репродукции) предметов материального наследия Древней Руси и единоверных славянских народов, дошедших до нас из глубины веков, то можно обнаружить, что некоторые из них несут определённый символический смыслЕ

НОВГОРОДСКИЙ КРЕСТ

Самым распространённым сакральным предметом-символом является крест. На протяжении различных эпох у разных народов было много форм и видов креста. (Крест Ц священный знак не только христианства.)

Интересует вопрос, каков же  был крест в  Древней Руси?

Ответить на этот вопрос помогают археологические находки Русского Севера, где традиция ставить поклонные кресты  на дорогах живет и ныне. В государственных музеях страны можно встретить кресты больших размеров, выполненные из камня. На некоторых из них сохранились надписи. Например, Стерженский крест 1133 года был установлен новгородцами возле озера Селигер. Буквы на крестах частично или полностью стёрлись. (Знаменитый Труворов крест тому пример.) Однако, по своей внешней форме кресты очень похожи: три верхние перекладины закругляются к концам, образуя как бы одну линию в форме круга, в которую они вписаны, а иногда три верхние перекладины соединены между собой круглым тонким венцом из того же камня. Нижний же конец креста удлинен и  расширяется к основанию, что придаёт всему кресту достаточную устойчивость.

Древнейшие новгородские кресты выполнены из песчаника, реже гранита. Иногда в раскопах Древнего Новгорода встречаются небольшие деревянные образцы XIV-XV столетий. Так, деревянный Людогощенский крест 1356 года, самый древний из деревянных предметов, считается по праву старейшим памятником древнерусской скульптуры.
Многим москвичам, особенно жителям Богородского, известно изображение новгородских крестов на внешних стенах часовни на Богородском кладбище.

                

Рис. 1. Часовня на Богордском кладбище после реставрации (рамкой показан новгородский крест).

Рис. 2. Новгородский крест на стене Богородской часовни (фрагмент рис. 1).

В Русской православной церкви существуют разные формы креста. Старообрядцы всех согласий принимают только восьмиконечный крест (так называемый лрусский╗), который представлен на рис. 5  и на рис. 8 (3а, б) с Распятием в самом центре Алексеевского креста.

КОЛОВРАТ

Этимология слова "коловрат". По-славянски "коло" - "круг", "цикл", "колесо"; "врат", "вратитися" - "вращаться", "обращаться". Если переводить буквально, то слово это обозначает "вращаться по кругу". В некоторых славянских текстах есть выражение-фразеологизм "яко коло вратится". То есть всё в движении, нет в этом мире ничего постоянного, всё возвращается... 

Коловрат вообще представляет собой древнюю индоевропейскую сакральную символику. В своём истинном смысле - это символ мироздания, солнцеворота. 

Ниже имеется изображение восьмилучевого коловрата. Это лплетёная╗ восьмиконечная звезда, которую объясняют как:

        символ Солнца;

        Звезда Богородицы;

        символ лОсьмого дня╗, который наступит после Второго пришествия.

В настоящее время коловрат активно используется праворадикальными движениями.

В Москве, на Славянской площади установлен памятник просветителям славян Кириллу и Мефодию (автор Ц скульптор В.Клыков). На постаменте памятника (со стороны площади) изображён восьмилучевой коловрат (рис. 3).

ЕВ наши дни подобные символы подвергаются несправедливой критике со стороны либеральных идеологов и псевдоспециалистов, которые усматривают в них что-то фашистское, лреакционное╗Е

Символом с самой интересной судьбой является гамматический крест. Первоначально этот знак служил солярным символом. (Гамматический крест, также называемый коловратом, не следует путать с восьмилучевым коловратом.)

    

Рис. 3. Восьмилучёвый коловрат.

Рис. 4. Гамматический крест, "посолонь".

Два противоположных вида этого знака существуют.

        лПосолонь╗, символ Света, порядка. В православии Ц это уже упомянутый гамматический крест, который изображён на многих культовых предметах Православной церкви. Его можно увидеть на картине современного художника Ильи Глазунова лСто веков╗ (1988 г.; картина была написана к 1000-летию Крещения Руси. Знак этот изображён на облачении св. князя Владимира и на щите повергаемого идола).  Многие наши современники, увидев этот знак, удивляются, не вдаваясь в подробности, и восклицают: лСвастика, свастикаЕ╗ Они не ведают, что, по материалам ряда православных изданий, это каноническая, мало употребляемая ныне форма православного креста. Самое главное: ллопасти╗ у лположительного╗ символа направлены влево, как на рис. 4 (в отличие от лправосторонней╗ немецкой свастики).

        лПротивусолонь╗, иначе Ц свастика; символ хаоса, тьмы, беспорядка. Конкретно этот знак являлся символом немецких нацистов. Интересно, что Гитлер заимствовал его из древних индоевропейских преданий. Надо заметить, что теория об арийской расе была заимствована там же, но извращена и опошлена до неузнаваемости нацистской пропагандой.

*   *   *

Завершая свой небольшой экскурс в седую индоевропейскую древность, хочу заметить: чтобы делать какие-либо категоричные выводы по данному вопросу, нужно тщательно и непредвзято исследовать его в меру своих сил.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ЕВ 1999 году я познакомился с прихожанином Рогожской старообрядческой общины дедом Григорием, бывшим уже в преклонных летах. Общаясь, что называется, с живым старообрядцем, узнал много интересного. Я увидел старообрядческие богослужебные книги (есть различия с православными в текстах) и нательные кресты. До сих пор передаются они из поколения в поколение и сделаны по древнему образцу. Различают по форме на мужские и женские. Так, лженские╗ кресты по форме ажурные, лмужские╗ же строгие (четырёхконечная пластинка с короткими толстыми перекладинами). У всех на лицевой стороне изображение упоминавшегося ранее восьмиконечного креста-Голгофы, а на обороте Ц слова молитвы Честному Кресту на церковнославянском языке: лДа воскреснетъ Богъ, и разыдутся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящiи Его╗ (перед нами дониконовский текст молитвы; в современных текстах слово лразыдутся╗ заменено на лрасточатся╗).

Мне был подарен бронзовый крест двухсотлетней давности, на котором от времени стёрлись все изображения Ц осталась одна остро заточенная пластинка (!). Надо заметить, что древняя традиция предусматривала изготовление нательных крестов из цветно-металлического сплава с массивным монолитным ушком. Носили их обычно на шнурках. Вообще, внешний вид таких крестов напоминает о Древней РусиЕ В последнее время, надо сказать, подобные нательные кресты стали появляться в православных лавках Ц дань древней традицииЕ

Иллюстрации, выполненные автором.

        

Рис. 5. Новгородский крест - самый распространённый на русском Севере. Существует версия, что произошёл он от кельтского или ирландского креста. Настоящий рисунок является приблизительной копией Алексеевского креста из Новгородской Софии (изготовлен из белого камня в конце XIV века по заказу архиепископа Новгородского Алексия в честь победы русского оружия на Куликовом поле осенью 1380 года). Справа, внизу рисунка - фрагмент резьбы Людогощенского креста.

Рис. 6.  Людогощенский крест 1356 года. Является произведением древнерусского искусства. Изготовлен из дерева "для поклонения Богу на всяком месте". Судя по названию, стоял на Людогощенской улице в Новгороде.

Рис. 7. Шестиконечный крест из Софии Киевской (входит в состав граффити о покупке "Бояновой земли"), XII век. Хорошо выделяются буквы сакральной надписи IC XC и NI KA.

Рис. 8. Православные сакральные символы.

(1) Греческий крест. Широко употреблялся на Руси (в настоящее время венчает Царь-колокол в Кремле).

(2) Сербский крест - знамя Святого Саввы Сербского (часть сербского герба). Четыре буквы "С" - "Само слога Србина спасава" - "Только единство спасёт Сербию" (Савва Сербский, XII-XIII века).

(3а, б) Русский нательный крест. Такие кресты были издревле распространены на Руси. Делались из "жёлтого" сплава. Сохранились у старообрядцев и частично в Русской православной Церкви.

(4) Схима преподобного Сергия Радонежского. Схимнический кукуль (монашеский головной убор), который хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Точная дата изготовления неизвестна.

(5) Крест со знамени на иконе XV века "Благословенно воинство Небесного Царя". Русский седьмиконечный крест.

(6) "Звезда Богородицы" - символ троякого девства Пречистой. Примерная копия с Владимирской иконы, XII век.

(7) Надпись на иконах Спасителя (полн. слав. Iисусъ/Исусъ Христосъ; греч. ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΟΣ). На некоторых русских иконах , выполненных после реформы патриарха Никона, встречается форма IИС ХС.

(8) Надпись на иконах Богородицы - ΜΡ ΘΥ. Сакральная аббревиатура - два греческих слова Μητήρ Θεού - "Матерь Бога".

(9) Нимб на иконах Спасителя. Крестчатой формы. Буквы ΩΟΝ - "Сущий" (имя Бога).  

[1998-2003 учебный год - старая страничка] [2003-2004 учебный год] [150-летие В.А.Гиляровского] [Новые исследования]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz